Русская дача
Поиск Yandex по всему сайту

Грамотное, а самое главное, красивое цветочное оформление садового участка не такое уж простое дело, как может показаться на первый взгляд. Многие считают, что каждый цветок сам по себе красив, и неважно, где он растет в саду,— лишь бы ему хватало солнца и земли. Однако это не так. Декоративный эффект в большой степени зависит от того, насколько удачно выбрано место для того или иного растения, подходит ли ему этот фон, окружение.

Нужно помнить, что цветы — очень сильное декоративное и композиционное средство. С их помощью можно, как говорят специалисты, «организовать территорию», акцентировать важные элементы планировки — вход в сад и в дом, направление или поворот дорожки, уголок отдыха. Поэтому плохо, когда цветы, так же как и другие декоративные растения, бесцельно рассеяны по участку — их нужно так разместить, чтобы эффект оказался наибольшим.

А теперь — чисто практические советы.

Совет первый: лучше меньше, да лучше. Не пытайтесь использовать все нравящиеся вам растения. Однако пусть в вашей « палитре» окажутся культуры, разные по высоте и срокам цветения, а также несколько видов с декоративной листвой (бадан, хоста, лилейник). Тогда
будет легче составить композиции. А если в основу цветового решения положить любимые оттенки и сочетания, это придаст саду индивидуальность и неповторимый колорит.

Совет второй: ни одного “обиженного” растения! Поэтому, например, группы цветов на газоне сажают по такому принципу: в центре самые высокие (дельфиниум, лилейник), вокруг — чуть пониже (флоксы, поповник), а плавный переход к горизонтальной плоскости газона создают совсем низкие (арабис, ясколка). Не подумайте, что этот совет относится только к многолетникам, точно так же составляются композиции из летников.

Совет третий: прежде чем высаживать растения рядом, представьте себе, каким будет их сочетание по цвету. Один из главных эффектов — гармония красок. Излишняя пестрота утомляет глаз, однообразие же создает ощущение монотонности.

Вспомним цветовой спектр: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все это простые тона, на которые распадается в призме белый цвет. Наиболее гармоничны, приятны на вид сочетания цветов, находящихся в спектре через два: оранжевый с голубым, желтый с синим, зеленый с фиолетовым. Допустима компоновка через один цвет: красный с желтым, голубой с фиолетовым. И наконец, дисгармоничными считаются сочетания красок, стоящих в спектре рядом: синий с фиолетовым, красный с оранжевым.

Однако на практике это не всегда подтверждается, ведь в природе редко встречаются абсолютно чистые колера. Между ними в окраске растительных форм огромное количество переходных оттенков. Вот почему ландшафтная колористика отличается, скажем, от правил окраски интерьеров зданий.

В насаждениях основной тон — зеленый. Это цвет листвы и травы, и он обладает прекрасным свойством объединять всю композицию, сглаживать резкость негармоничных сочетаний.

Есть и два других цвета, очень важных при компоновке растений: белый и серый (серебристый). Умелое введение их помогает отделить друг от друга негармонирующие тона.

Совет четвертый: всегда помните о “четвертом измерении” ландшафтной архитектуры — времени. Ведь композиция постоянно меняется: одни растения только всходят, а другие уже пышно цветут, увядшие же не должны портить вид. Поддерживать цветники в постоянно декоративном состоянии — дело довольно трудное. И надо продумать, чем замаскировать длинные стебли, как задекорировать отцветшие растения, засыхающие листья или оголившуюся землю.

Итак, порядок действий. Вначале выбираете для цветов наиболее выигрышное место, затем определяете видовой состав, основную колористическую гамму, не забывая при этом о сроках цветения, и компонуете растения по росту. Все это сперва — в виде идеи или набросков на бумаге. О том, какие почвы и площадь питания нужны для каждой культуры, как она относится к возможному затенению, какого требует ухода, можно узнать, из материалов сайта ru-dachniki.ru, справочников и другой специальной литературы.

Как видите, задача непроста. Не сразу может получиться задуманная композиция. Нужно искать, пробовать, может быть, переделывать и учиться на первых ошибках. С опытом приходят уверенность и мастерство.