Русская дача
Поиск Yandex по всему сайту

Старинная репаРепа была окультурена человеком сорок веков назад. Известно, что ее дикий предок напоминал сурепку, отличаясь от нее лишь зачаточным корнеплодом. Окультуривание репы, по-видимому, происходило на побережье Атлантического океана и Северного моря, ведь только здесь попадаются примитивные репы типа Тельтовской, тяготеющей к дикорастущим формам. К тому же Северная Европа издавна изобилует множеством сортов реп, среди которых желтомясые, серые и черные не встречаются в других частях света.

За сорок веков возделывания о репе накопилось немало сведений. Как непременная снедь многих народов репа опоэтизирована в эпических и малых жанрах фольклора, не обойдена репа и в поверьях. В античные времена эллины, например, жертвовали репу Аполлону, принося ее в храмы на оловянных блюдах. Аполлон же, в сказаньях, наставлял, будто репа стоит не меньше, чем если 5 она была из серебра.

Древнегреческий ботаник Феофраст в своих «Исследованиях о растениях» рассказывает о репе как о главном овоще своих соотечественников. По-видимому, в III веке до нашей эры греки знали только круглые плоские репы, на это намекает само название овоща — «гонгюле», то есть округлая.

Широко применялась репа и в античном Риме. Столовые сорта выращивали на пищу, крупные и грубые — на корм скоту. У Плиния Старшего (I век н. э.) читаем следующее: «Репа бывает троякого вида: либо растет в ширину, либо округляется в шар. Третий вид назван лесным: корень у нее стремится в длину и похож на редьку, листья угловатые и шершавые, сок острый». Полагали, что от холода репа делается вкуснее и более крупной, а от тепла — тянется в ботву. И, конечно, уже в те времена люди дивились тому, как это из такого крохотного семени за каких-то 2 месяца вырастает большущий корнеплод.

Знатоки уверяли, что наиболее вкусные и крупные репы получаются из самых мелких семян. Сеяли репу не только на огородах, но и на полях, отводя ей после зерновых и винограда наиболее плодородные участки. Умели римляне выращивать репы-тяжеловесы, достигавшие иногда пуда. Позднее эти чемпионы борозд послужили хорошими исходными формами для выведения кормовых турнепсов. Печеная репа почиталась простыми римлянами за лучшее каждодневное кушанье.

В средневековом хозяйстве репа не только не утратила своего главенствующего места, но еще больше закрепила его. Особенно в странах Западной, Средней и Северной Европы. В пределах нашей страны репа также освоена чуть не с возникновения замлепашества. И уж, конечно, это одно из древнейших отечественных огородных растений.

При подсечном, огневом земледелии, когда для пашен выжигали леса, первыми на гарях в остывшую золу русские бросали репные семена. На мелком пахотном слое, пронизанном кореньями, лучше всего удавались плоские корнеплоды типа Петровской. Подсечное земледелие дольше всего продержалось у карелов, которые еще в прошлом веке возделывали репу по старинному северному обычаю — на гарях. Очагом разведения плоских желтомясых реп как раз и является север русских земель.

В исторических хрониках нередки упоминания о репе. В годы неурожайные замечалось о дороговизне этого овоща, так, в Новгороде в 1215 г. «был репы воз по две гривны» — по тем временам слишком дорог. А в древней псковской летописи говорится и о том, как «по репищам репы те же червинятину объели», то есть на репном поле насекомые репную ботву погубили. Репища постоянно упоминаются в старинных купчих грамотах-крепостях.

Оригинально отображена репа в русских загадках, этих мудрых иносказательных речениях. Вот наиболее интересные из загадок: «Кину кидком, вырастет клубком»; «В землю блошкой, а из земли лепешкой»; «В землю семенем , из земли — головой»; «Под дубком, под карандышком — ни клубком, ни камушком»; «Кругла, а не месяц, зелена, а не дубрава, с хвостом, а не мышь»; «Кругла, а не девка, с хвостом, да не мышь»; «В подполье, подполье много гусей лебедей, плешивых людей»; «Сверху зелено, посередке толсто, к концу востро»; «С корня завивается, с маковки расстилается». О репе слагались притчи, пословицы, ее чаще других растений встретишь в русских сказках.

Репу ели пареную, вареную, жареную, с квасом, с маслом и просто так. Некоторые даже заквашивали ее, как капусту. При недороде зерновых репу подмешивали в хлеб, и примесь питательного овоща была куда лучше лебеды. Русским исстари хорошо была известна целительная сила репы. Вот что об этом писал Василий Левшин в своем «Огороднике», выпущенном в свет в 1817 г.:

«Корень репы прохладителен, отверзает утробу и довольно питателен. Сок из свежих реп, на терке истертых, выдавленный и подагретый с сахаром, составляет верное средство от цинги во рту; мазание оным опухших и кровь источающих десен исцеляет их дни в два».